|
Большинство задач по физике можно условно разделить на качественные,
количественные, графические, экспериментальные.
Решение каждого вида задач имеет свои особенности.
Для решения качественных задач предлагается следующий
алгоритм:
1 этап — внимательно ознакомиться с условием задачи;
2 этап — выяснить, какие тела взаимодействуют;
3 этап — выяснить, о каком физическом явлении или группе явлений идет
речь;
4 этап — выяснить состояние тела при начальных условиях;
5 этап — выяснить, что происходит с физическими телами в результате
действия физического явления (например, изменение формы, объема или
агрегатного состояния, а также силы, возникающие при этом);
6 этап — выяснить, как это сказывается на взаимодействующих телах;
7 этап — ответить на вопрос задачи.
Для качественных задач перечисленные этапы условны.
Задачи второго типа — количественные.
Это
задачи, в которых все физические величины заданы количественно какими-то
числами. При этом физические величины могут быть как скалярными так и
векторными.
Для успешного решения физических задач этого типа необходимо выполнение
следующих этапов
-
— записать кратко условие задачи в виде «Дано»;
-
—
перенести размерность физических величин в систему «СИ»;
-
—
выполнить анализ задачи (записать какое физическое явление
рассматривается в задаче, сделать рисунок, обозначить на рисунке все
известные и неизвестные величины, записать уравнения, которые
описывают физическое явление, вывести из этих уравнений искомую
величину в виде расчетной формулы
-
—
сделать проверку размерности расчетной формулы
-
—
сделать вычисления по расчетной формуле
-
—
обдумать полученный результат (Может ли быть такое с точки зрения
здравого смысла
-
—
записать ответ задачи
Графические задачи
К задачам этого типа относятся такие, в которых все или часть данных
заданы в виде графических зависимостей между ними. В решении таких
задач можно выделить следующие этапы
-
прочитать внимательно условие задачи
-
выяснить из приведенного графика, между какими величинами
представлена связь; выяснить, какая физическая величина является
независимой, т.е. аргументом; какая величина является зависимой,
т.е. функцией; определить по виду графика, какая это зависимость;
выяснить, что требуется — определить функцию или аргумент; по
возможности записать уравнение, которое описывает приведенный график
-
отметить на оси абсцисс (или ординат) заданное значение и
восстановить перпендикуляр до пересечения с графиком. Опустить
перпендикуляр из точки пересечения на ось ординат (или абсцисс) и
определить значение искомой величины
-
оценить
полученный результат; записать ответ
Задачи четвертого типа — экспериментальные.
Это задачи, в которых для нахождения неизвестной величины требуется
часть данных измерить опытным путем. Предлагается следующий порядок
работы:
-
прочитать внимательно условие задачи; четко определить цель работы
-
определить, какое явление, закон лежат в основе опыта
-
продумать
схему опыта; определить перечень приборов и вспомогательных
предметов или оборудования для проведения эксперимента; продумать
последовательность проведения эксперимента; в случае необходимости
разработать таблицу для регистрации результатов эксперимента
-
выполнить
эксперимент и результаты записать в таблицу
-
сделать
необходимые расчеты, если это требуется согласно условию задачи;
-
обдумать полученные результаты и записать ответ
http://www.rusedu.ru/detail_5570.html
Частные алгоритмы для решения задач имеют следующий вид:
Кинематика материальной точки.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета (это предполагает выбор тела отсчета,
начала системы координат, положительного направления осей,
момента времени, принимаемого за начальный).
-
Определить вид движения вдоль каждой из осей и написать
кинематические уравнения движения вдоль каждой оси – уравнения
для координат и для скорости (если тел несколько, уравнения
пишутся для каждого тела).
-
Определить начальные условия (координаты и проекции скоростей в
начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и
подставить эти величины в уравнения движения.
-
Определить дополнительные условия, т.е. координаты или скорости
для каких-либо моментов времени (для каких-либо точек
траектории), и написать кинематические уравнения движения для
выбранных моментов времени (т.е. подставить эти значения
координат и скорости).
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Динамика материальной точки.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета.
-
Найти все силы, действующие на тело, и изобразить их на чертеже.
Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить
его на чертеже.
-
Записать уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и
перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на
оси координат.
-
Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины,
от которых они зависят.
-
Если в задаче требуется определить положение или скорость точки,
то к полученным уравнениям динамики добавить кинетические
уравнения.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Статика.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета.
-
Найти все силы, приложенные к находящемуся в равновесии телу.
-
Написать уравнение, выражающее первое условие равновесия (Fi
= 0), в векторной форме и перейти к скалярной его записи.
-
Выбрать ось, относительно которой целесообразно определять
момент сил.
-
Определить плечи сил и написать уравнение, выражающее второе
условие равновесия (Mi
= 0).
-
Исходя из природы сил, выразить силы через величины, от которых
они зависят.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Закон сохранения импульса.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета.
-
Выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы
для нее являются внутренними, а какие – внешними.
-
Определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия.
-
Если в целом система незамкнутая, сумма проекций сил на одну из
осей равна нулю, то следует написать закон сохранения лишь в
проекциях на эту ось.
-
Если внешние силы пренебрежительно малы в сравнении с
внутренними (как в случае удара тел), то следует написать закон
сохранения суммарного импульса (p
= 0) в векторной форме и перейти к скалярной.
-
Если на тела системы действуют внешние силы и ими нельзя
пренебречь, то следует написать закон изменения импульса
(p
= Ft)
в векторной форме и перейти к скалярной.
-
Записать математически все вспомогательные условия.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Закон сохранения механической энергии.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета.
-
Выделить два или более таких состояний тел системы, чтобы в
число их параметров входили как известные, так и искомые
величины.
-
Выбрать нулевой уровень отсчета потенциальной энергии.
-
Определить, какие силы действуют на тела системы – потенциальные
или непотенциальные.
-
Если на тела системы действуют только потенциальные силы,
написать закон сохранения механической энергии в виде: Е1
= Е2.
-
Раскрыть значение энергии в каждом состоянии и, подставить их в
уравнение закона сохранения энергии.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Теплота (первое начало термодинамики Q =
U
+ A).
Задачи об изменении внутренней энергии тел можно разделить на три
группы.
В
задачах первой группы
рассматривают такие явления, где в изолированной системе при
взаимодействии тел изменяется лишь их внутренняя энергия без совершения
работы над внешней средой.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Определить изолированную систему.
-
Установить у каких тел внутренняя энергия уменьшается, а у каких
– возрастает.
-
Составить уравнение теплового баланса (U
= 0), при записи которого в выражении cm(t2 –
t1), для изменения внутренней энергии, нужно
вычитать из конечной температуры тела начальную и суммировать
члены с учетом получающегося знака.
-
Полученное уравнение решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
В
задачах второй группы
рассматриваются явления, связанные с превращением одного вида энергии в
другой при взаимодействии двух тел. Результат такого взаимодействия –
изменение внутренней энергии одного тела в следствие совершенной им или
над ним работы.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Следует убедиться, что в процессе взаимодействия тел теплота
извне к ним не подводится, т.е. действительно ли Q = 0.
-
Установить у какого из двух взаимодействующих тел изменяется
внутренняя энергия и что является причиной этого изменения –
работа, совершенная самим телом, или работа, совершенная над
телом.
-
Записать уравнение 0 = U
+ A для тела, у которого изменяется внутренняя энергия,
учитывая знак перед А и к.п.д. рассматриваемого процесса.
-
Если работа совершается за счет уменьшения внутренней энергии
одного из тел, то А=U,
а если внутренняя энергия тела увеличивается за счет работы,
совершенной над телом, то А
= U.
-
Найти выражения для U
и A.
-
Подставляя в исходное уравнение вместо U
и A их выражения, получим окончательное соотношение для
определения искомой величины.
-
Полученное уравнение решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Задачи третьей группы
объединяют в себе две предыдущие.
Тепловое расширение твердых и жидких тел.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Для каждого теплового состояния каждого тела записать
соответствующую формулу теплового расширения.
-
Если в задаче наряду с расширением тел рассматриваются другие
процессы, сопутствующие расширению, – теплообмен, изменение
гидростатического давления жидкости или выталкивающей силы, то к
уравнениям теплового расширения надо добавить формулы
калориметрии и гидростатики.
-
Синтез (получить результат).
-
Решить полученную систему уравнений относительно искомой
величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Газы.
По
условию задачи даны
два или несколько состояний газа и при переходе газа из одного состояния
в другое его масса не меняется.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Представить какой газ участвует в том или ином процессе.
-
Определить параметры p,V и T, характеризующие
каждое состояние газа.
-
Записать уравнение объединенного газового закона Клапейрона для
данных состояний.
-
Если один из трех параметров остается неизменным, уравнение
Клапейрона автоматически переходит в одно из трех уравнений:
закон Бойля – Мариотта, Гей-Люссака или Шарля.
-
Записать математически все вспомогательные условия.
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной
величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
По
условию задачи дано только
одно состояние газа, и требуется определить какой либо параметр этого
состояния или же даны два состояния с разной массой газа.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Установить, какие газы участвуют в рассматриваемых процессах.
-
Определить параметры p,V и T, характеризующие
каждое состояние газа.
-
Для каждого состояния каждого газа (если их несколько) составить
уравнение Менделеева – Клапейрона. Если дана смесь газов, то это
уравнение записывается для каждого компонента. Связь между
значениями давлений отдельных газов и результирующим давлением
смеси устанавливается законом Дальтона.
-
Записать математически дополнительные условия задачи
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной
величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Насыщающие и ненасыщающие пары. Влажность.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Установить число состояний газа, рассматриваемых в условии
задачи, обратить особое внимание на то, дается ли чистый пар
жидкости или смесь пара с сухим воздухом.
-
Для каждого состояния пара записать уравнение Менделеева –
Клапейрона и формулу относительной влажности, если о последней
что-либо сказано в условии. Составить уравнение Менделеева –
Клапейрона для каждого состояния сухого воздуха (если дана смесь
пара с воздухом). В тех случаях, когда при переходах из одного
состояния в другое масса пара не меняется, вместо уравнения
Менделеева – Клапейрона можно использовать сразу объединенный
газовый закон.
-
Записать математически все вспомогательные условия
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной
величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Электростатика.
Решение задачи о точечных зарядах и системах, сводящихся к ним, основано
на применении законов механики с учетом закона Кулона и вытекающих из
него следствий.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Расставить силы, действующие на точечный заряд, помещенный в
электрическое поле, и записать для него уравнение равновесия или
основное уравнение динамики материальной точки.
-
Выразить силы электрического взаимодействия через заряды и поля
и подставить эти выражения в исходное уравнение.
-
Если при взаимодействии заряженных тел между ними происходит
перераспределение зарядов, к составленному уравнению добавляют
уравнение закона сохранения зарядов.
-
Записать математически все вспомогательные условия
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной
величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Постоянный ток.
Задачи на определение силы тока, напряжения или сопротивления на участке
цепи.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Начертить схему и указать на ней все элементы.
-
Установить, какие элементы цепи включены последовательно, какие
– параллельно.
-
Расставить токи и напряжения на каждом участке цепи и записать
для каждой точки разветвления (если они есть) уравнения токов и
уравнения, связывающие напряжения на участках цепи.
-
Используя закон Ома, установить связь между токами, напряжениями
и э.д.с.
-
Если в схеме делают какие-либо переключения сопротивлений или
источников, уравнения составляют для каждого режима работы цепи.
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной
величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Электромагнетизм.
Задачи о силовом действии магнитного поля на проводники с током.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Сделать схематический чертеж, на котором указать контур с током
и направление силовых линий поля. Отметить углы между
направлением поля и отдельными элементами контура.
-
Используя правило левой руки, определить направление сил поля
(сила Ампера), действующих на каждый элемент контура, и
проставить векторы этих сил на чертеже.
-
Указать все остальные силы, действующие на контур.
-
Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины,
от которых они зависят.
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной
величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Задачи о силовом действии магнитного поля на заряженные частицы.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Нужно сделать чертеж, указать на нем силовые линии магнитного и
электрического полей, проставить вектор начальной скорости
частицы и отметить знак ее заряда.
-
Изобразить силы, действующие на заряженную частицу.
-
Определить вид траектории частицы.
-
Разложить силы, действующие на заряженную частицу, вдоль
направления магнитного поля и по направлению, ему
перпендикулярному.
-
Составить основное уравнение динамики материальной точки по
каждому из направлений разложения сил.
-
Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины,
от которых они зависят.
-
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной
величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Задачи на закон электромагнитной индукции.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Установить причины изменения магнитного потока, связанного с
контуром, и определить какая из величин В, S или ,
входящих в выражение для Ф, изменяется с течением
времени.
-
Записать формулу закона электромагнитной индукции.
-
Выражение для Ф представить в развернутом виде (Ф)
и подставить в исходную формулу закона электромагнитной
индукции.
-
Записать математически все вспомогательные условия.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
Преломление света.
Задачи о преломлении света на плоской границе раздела двух сред.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Установить переходит ли луч из оптически менее плотной среды в
более плотную или наоборот.
-
Сделать чертеж, где указать ход лучей, идущих из одной среды в
другую.
-
В точке падения луча на границу раздела сред провести нормаль и
отметить углы падения и преломления.
-
Записать формулу закона преломления для каждого перехода луча из
одной среды в другую.
-
Составить вспомогательные уравнения, связывающие углы и
расстояния, используемые в задаче.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
http://festival.1september.ru
|
|